ФВМС России

16.04.2010 13:49 Администратор
Печать PDF

Федерация водно-моторного спорта России

Существуют техники рефрейминга, позволяющие работать с процессом мышления партнера независимо от конкретного содержания идей. Эти техники довольно сложны, и мы с вами будем изучать более простые техники, в которых используется содержание идеи или проблемы.

Желающие узнать о более сложных видах рефрейминга могут прочитать книгу Р. Бэндлера и Дж. Гриндера "Рефрейминг - переформирование с помощью речевых стратегий". Интересный подход к применению рефрейминга в педагогике содержится в книге Линды Ллойд "Школьная магия".

Первый вариант рефрейминга содержания - рефрейминг смысла. Вы можете им воспользоваться, когда кто-то предъявляет нам проблему, описываемую формулой: "когда происходит X, я чувствую Y". Ясно, что событие Х имеет для этого человека отрицательный смысл и вызывает отрицательное отношение. Вам придется поискать положительный смысл у события X.

Например, кто-то из родителей говорит: "Когда мои дети шумят, я раздражаюсь" (то есть чувствую себя раздраженным). Подразумевается, что дети шумят либо потому, что им нечего делать, либо потому, что хотят досадить родителям. Давайте поменяем смысл детского шума: "Это прекрасно, что ваши дети резвятся - это значит, что они вполне здоровы и получают удовольствие от движений". Такая трактовка успокаивает многих родителей.

Второй вариант - рефрейминг контекста. Он подходит для проблем, описываемых формулой: "Я слишком X" или "Он слишком V". Проблемы такого типа всегда связаны с контекстом, в котором "я слишком X" - поищите другой контекст, в котором свойство Х станет положительным.

Обновлено 04.05.2011 08:21